Мифологизация истории: нужны ли герои, которых не было?

Министр образования России Ольга Васильева в интервью агентству Интерфакс заявила, что считает преподавание истории вещью субъективной и что без мифологизации в этой сфере не обойтись. Народу, считает министр образования, нужны герои.

Но нужны ли народу герои, которых не было? В чем отличие мифологизации истории от ее преднамеренного искажения?

Почему в современном мире факты уступают место интерпретациям?

Ведущий программы «Пятый этаж» Александр Баранов обсуждает тему с профессором международной истории Лондонской школы экономики и политологии Владиславом Зубоком и доктором исторических наук Артемом Улуняном.

_____________________________

Александр Баранов: Ольга Васильева считает, что мифологизация истории — это вещь повсеместная, существовала всегда и везде, и поэтому без нее не обойтись, бороться с ней не надо, а иногда даже стоит ее поощрять. Алита боевой ангел Кирен кстати есть на сайте chakiris.club.

Артем Улунян: Здесь происходит некая подмена понятий. Речь идет либо о мифологизации, либо об интерпретации истории. Сейчас вряд ли кто-нибудь будет что-то сознательно мифологизировать. А вопрос интерпретации тех или иных событий действительно имеет значение.
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Сознательная мифологизация фактов, событий, действий тех или иных политических фигур, да и деятелей культуры не соответствует исторической действительности и создает потом серьезные проблемы. Миф создается, живет своей жизнью — а потом оказывается, что это миф. Самое тяжелое — разочарование в этом мифе.

Подобное порождает реинтерпретацию истории, и здесь большое значение имеет историческое знание, потому что реинтерпретация истории может породить очередной миф. То, что было со знаком плюс, становится со знаком минус. Я не являюсь сторонником мифологизации, тем более преподавания такого мифологизированного факта.

А.Б.: Артем провел черту между мифологизацией, которая занимает поколения в истории, и интерпретацией. Но министр образования говорит о мифологизации, а не интерпретации. Как вы расцениваете ее посыл?

Владислав Зубок: Мы все знаем, какое место занимает миф в жизни человека с самых давних времен. Не нужно строить иллюзий: миф продолжает оставаться наиболее устойчивой и трудно поддающейся рациональному знанию компонентой современного массового сознания. Надо задуматься о том, что, когда это говорит министр — часть правительства, политической системы, — почему здесь проскакивает нотка поощрения.

Мне вспоминается давняя триада Макса Вебера, который писал о типах власти — традиционная, харизматическая и легалистская. Две из них нуждаются в мифе совершенно явно. Традиционалистский тип — монархия, например, — уходит в мифологизированное прошлое, без мифа он вообще не может существовать. Но и харизматическая тоже. Герой, человек с харизмой — сам по себе источник мифа. И только легалистский тип не нуждается в мифе.

Хотя мифы существуют, и еще как — и в американском обществе, и в английском, и в Западной Европе, — но трудно представить, чтобы там представитель правительства говорил: нам нужны мифы, нельзя их трогать. Это странно, это противоречит основам рационального знания, которые необходимы для западного общества.

А.Б.: Но мифологизация присуща человеку изначально. Человек предрасположен к поиску смысла, предназначения, там, где их нет.

В.З.: Предрасположен, конечно. Но давайте выделим этот тип, отдадим его церкви, признаем право на его существование. Но историки — по крайней мере, с тех пор, как в Германии возник семинар Леопольда Ранке, — привыкли рассуждать о мифах на основании источника. Сам по себе исторический миф может подвергаться анализу.

Прекрасная школа историографии существовала, в том числе, и в России, и в СССР, она изучала мифы — мифы средневековья, древности, и тому подобное. Мы же говорим о странных мифах — мифах XX века, и вокруг этого копья ломаются. Это действительно странно.