Внутренний ребенок воссоздает наши детские мысли

Согласно трансакционному анализу Эрика Берна, в каждом из нас живут три эго-состояния, три субличности — ребенок, родитель и взрослый. Они часто сменяют друг друга в зависимости от ситуации и иногда могут проявляться одновременно.

Внутренний ребенок воссоздает наши детские мысли и чувства, стремления, страхи, реакции и позиции в отношении себя и других. Он отвечает за наши порывы и опрометчивые поступки, любопытство и творчество. Для этого состояния важны безопасность и определенность. При этом, если в человеке доминирует внутренний ребенок, он тревожен и слишком эмоционально реагирует на трудности, возводя любую мелочь в ранг катастрофы. Если же человека в детстве часто обижали и оскорбляли, он может заблокировать своего внутреннего ребенка и постепенно перестает получать удовольствие от жизни и радоваться своим достижения, подавляет свои желания, становится мрачным, консервативным. В таких случаях чаще доминирует родитель.

Внутренний родитель — модель поведения, установки и предубеждения, перенятые извне, в первую очередь от родителей. Основные функции этой субличности консервативные: сохранение традиций, сбережение опыта прошлых поколений, их этических норм и морали.

В традиционной семье много запретов и мало разрешений, что сильно влияет на человека в будущем и может его травмировать. И только у развитой личности между родителем и ребенком стоит взрослый. Это состояние психики не зависит от возраста. Оно отвечает за объективное восприятие текущей реальности и действует находчиво, сообразно ситуации и возможностям.

Для того чтобы быть счастливым, человеку важно поддерживать баланс между этими тремя субличностями. Чтобы обрести гармонию, надо простить своих родителей за то, что они так воспитали нас, и попробовать поменять родительские установки, которые были нам даны в детстве и перешли в нашего внутреннего родителя.